В лекции рассмотрим два вопроса:
- Представители либеральной профессуры.
- Представители "легального марксизма".
1. В социально-экономическом плане строй России в тот период характеризовался как переходный - от феодализма к капитализму.
2. Российский капитализм еще не достиг своей зрелости и поэтому противоречия между трудом и капиталом еще не были ярко выражены.
Поэтому отличительной чертой экономических учений того периода являлась критика пореформенных порядков с позиций, близких к позициям классической политэкономии Смита и Рикардо. Это продолжалось вплоть до революции 1905-07 гг., после чего как и следует, наука перешла к вульгаризации классических основ.
Отметим, что в то время участие ученых в государственных делах их воздействие на экономическую политику было достаточно велико. Так, из университетских профессоров вышли российские министры финансов 80-90-х гг. Бунге и Вышнеградский. Другой министр - С.Ю.Витте использовал профессиональную экспертизу при проведении денежной реформы. Среди экспертов был профессор Кауфман.
Конечно, среди профессоров было немало ретроградов, консерваторов, прямых реакционеров. Но в своей массе русская интеллигенция того времени никогда не была реакционной, а университетская профессура воплощала в себе цвет интеллигенции. В целом ее отличала либеральная идеология разных оттенков.
Политическим воплощением российского либерализма стало создание в 1905 г. партии кадетов, игравшую видную роль во Временном правительстве.
Вплоть до 1905 г. русская профессура относилась к марксизму терпимо, нередко сочувственно или даже увлеченно. В 90-е года даже сформировалось целое направление под названием "легальный марксизм", о котором я буду говорить ниже. Это, кстати, отличало нас от Западной Европы и США, где марксизм никогда не мог укрепиться в университетах.
В течении российского буржуазного либерализма выделим два фланга :
Левый либерализм
Правый либерализм
ЛЕВЫЙ ЛИБЕРАЛИЗМ - И.В.Вернадский, И.К.Бабст, Н.А.Каблуков, Н.А.Карышев, А.И.Чупров, Ю.Э.Янсон) - использовала отдельные положения классической буржуазной политической экономии и некоторые идеи экономической теории марксизма.
До 1905 г. буржуазия не видела другого врага кроме крепостников и бюрократов и к теории европейского пролетариата старалась относиться сочувственно, старалась не видеть "врагов слева".
После Вернадского кафедру политической экономии и статистики в Московском университете возглавил Иван Леонтьевич Бабст. Он был на левом фланге либерализма. Его деятельность высоко оценивали Герцен и Чернышевский.
В первой половине 1860 г. он прочел в Московском университете цикл публичных лекций, в которых изложил основные проблемы политической экономии. Как и Смит он выступал против крайностей капиталистической эксплуатации. Он, возможно, был первым русским профессором, который изложил некоторые идеи К.Маркса. Однако он увлекся издательской и коммерческой деятельности и вскоре отошел от занятий экономической теорией. Свою карьеру он закончил в качестве управляющего частным банком.
В 70-х гг. кафедру после Бабста возглавил молодой Александр Иванович Чупров, которому суждено было воспитать целые поколения российских экономистов.
В чем же заключаются основные заслуги А.И.Чупрова в истории российской экономической мысли:
1.Своим исследованием "Железнодорожное хозяйство" он заложил основы новой научной дисциплины экономики транспорта. В этой работе он подчеркнул свою приверженность классикам английской политической экономии. Правда, Чупров отмечал и важную роль категории полезности при определении эк оценки благ, указывал, что в товарном хозяйстве эта оценка отходит на второй план. Замечания Чупрова интересны с точки зрения критики теории субъективной ценности.
2. Cыграл большую роль в развитии статистики как в теории, так и на практике. В частности, в развитие земской статистики, которая за несколько десятилетий накопила и обобщила первоклассный материал о населении, доходах, потреблении, землевладении и землепользовании, ремеслах и фабриках по губерниям и уездам России.
3. Много сделал для улучшения преподавания политической экономии и статистики. В частности, он ввел в практику семинары, где студенты могли бы свободно обсуждать вопросы, поставленные на лекциях профессоров.
4. Последние годы жизни Чупров отдал борьбе против аграрной реформы Столыпина, направленной на разрушение крестьянской общины и образование слоя крестьян-собственников. Хотя в тот момент защита общины была совершенно утопическим делом, эта позиция органично вытекала из взглядов Чупрова. Его либерализм всегда был окрашен в народнические тона. Он фактически был главой либерально-народнического направления в московском университете.
5. В 1889-1891 г. Чупров читал в Московском университете курс по истории политической экономии, который благодаря своей краткости и ясности изложения был очень популярен и многократно переиздавался. Хотя в нем Чупров ни слова не упоминает о существовании русской экономической мысли.
Чупров был счастлив в семье: ему довелось увидеть расцвет карьеры своего сына Александра Александровича - талантливого ученого-математика, статистика и экономиста. Поэтому А.И.Чупрова еще часто называют Чупров-отец, поскольку его сын стал со временем даже более известным экономистом.
Сторонники "левого" либерализма, будучи в целом приверженцами классической политической экономии отдавали должное экономическому учению Маркса. Здесь они выступили одновременно в 70-х годах с критикой субъективной теории ценности, в частности Бем-Баверка.
ПРАВЫЙ ЛИБЕРАЛИЗМ -Б.Н.Чичерин, Л.З.Слонимский, П.И.Георгиевский, Ю.Г.Жуковский. Они пытались опровергнуть теорию прибавочной стоимости, учение о капитале, о накоплении капитала К.Маркса.
Ученик Грановского - Борис Николаевич Чичерин. Его родной племянник стал при Советской власти министром иностранных дел.
Чем знаменит Б.Н.Чичерин в истории мысли:
1. Он, начиная с дискуссий 50-х гг., выступал за капиталистическое развитие деревни при сохранении дворянского землевладения, против консервации общины.
2. В России он был одним из первых и наиболее влиятельных критиков марксизма, в особенности экономического учения Маркса. Он выступал против трудовой теории стоимости, утверждая, что она необоснованно исключает потребительские оценки полезности товаров как фактор формирования стоимости. Категорически отрицал эксплуатация труда капиталом, считая прибыль законным вознаграждением капиталиста за руководство предприятием и риск.
3. Достаточно традиционна была его критика социализма: за то, что тот противоречит человеческой природе, не имеет корней в историческом процессе развития общества, попытка его установления революционным путем вызовет "реакцию" и привести к утверждению худших социальных форм, чем капитализм.
Чичерин так писал об учении Маркса:
"Когда сравниваешь те бессмыслицы, которые лежат в основании учения Маркса, с тем значением, которое придается им в умах миллионов людей, можно прийти в некоторое изумление. Влияние Маркса в современном мире представляет, можно сказать, самый колоссальный пример человеческой глупости, какой встречается в истории мысли. Объясняется это тем, что, когда говорят страсти, разум молчит. И чем более нелепость облекается в туманные представления и прикрывается мнимо научной фразеологией, в которой никто не в состоянии раскрыть настоящего смысла, тем легче выдавать их за глубокие истины и с тем большею жадностью они воспринимаются умами, не привыкшими связывать понятия." (История политических учений, 1902, ч.5, с.227)
В марте 1881 г. он подал через бывшего московского профессора и правого государственного деятеля Победоносцева К.П. записку царю, которая содержала программу буржуазно-либеральных реформ при сохранении самодержавия. Она включала в себя:
1. В политике создание консультативного "сословного" парламента из представителей дворянства и земств
2. В экономике - завершение реформы путем освобождения крестьянина от общины и круговой поруки, присвоение ему в собственность той земли, на которую он имеет неотъемилмое право.
Конец 19 века - знаменательный период в истории мировой и особенно европейской экономической мысли. Как же реагировала российская экономическая наука на появление сразу целого ряда работ, заложивших основы нескольких новых направлений западной экономической мысли: в начале 70-х годов Менгера, Джевонса, Вальраса - маржинализма, в 90-х годах неоклассического направления - Альфреда Маршалла (англо-американская школа), которые возникали на обломках старой классической (рикардианской) политической экономии.
Парадокс, но новые течения в западной экономической науке не сразу были замечены в России. Так, Чупров даже не упоминает о них. Причина была в незрелости российского капитализма. Формализм и асоциальность западного неоклассического направления не могли привлечь симпатии русских ученых либерально-народнического толка.
Однако в 80-е годы уже стало появляться новое поколение русских экономистов, которое испытывало жадный интерес к "последнему слову" западной экономической мысли. Так, в неоклассическом направлении их привлекала математическая точность, особая логичность. Поскольку тогда на умы в России сильно влиял марксизм то возникли попытки примирить неоклассические и марксистские идеи.
Наиболее характерны в этом отношении работы М.Н.Туган-Барановского, который на протяжении 90-х гг. считался одним из представителей т.н. ЛЕГАЛЬНОГО МАРКСИЗМА. Хотя точнее было бы его назвать представителем