Петр Бернгардович Струве (1870-1944) - один из главных представителей легального марксизма.
В 90-х г. редактировал журналы легальных марксистов "Новое слово" и "Начало". В это время он был одним из самых видных представителей легального марксизма в России и Туган-Барановский примыкал к нему в некоторых вопросах. Взгляды Туган-Барановского мы рассматривали до этого.
Струве и Туган-Барановский сыграли заметную роль в распространении высшего экономического образования в России, в профессионализации русских экономистов. В написанной для американской "Энциклопедии общественных наук" статье о развитии этих наук в России (1931 г.) Струве, бывший в то время уже в эмиграции вспоминал, что лучший экономический факультет страны (имелся в виду Петербургский политехнический институт) предпочел его и Туган-Барановского, бывших марксистов, профессорам либерально-народнического толка. Понятно, что эти профессора больше соответствовали потребностям новой капиталистической эпохи, чем народники.
Начиная приблизительно с рубежа столетий 19 и 20 столетий Струве как теоретик и политический деятель проделал эволюцию далеко вправо – гораздо дальше, чем Туган-Барановский.
1903 г. один из лидеров "Союза освобождения". С 1905 г. - член ЦК партии кадетов, возглавлял его правое крыло. В 1907 г. был депутатом 2-й Государственной думы. В 1909 г. выступает в качестве участника скандально-известного сборника "Вехи".
Активно поддерживал Столыпинскую реформу. Член правительства П.Н.Милюкова.
Враждебно встретил Октябрьскую революцию. В годы гражданской войны 1918-20 гг. член "Особого совещания" при генерале А.И.Деникине, министр иностранных дел в его правительстве, член правительства генерала Врангеля. Потом эмигрировал и жил в Париже.
Как экономист выступил впервые в 90-х гг. И в данном контексте пока Струве нас интересует как лидер "легального марксизма" в России в 90-е годы, сыгравшего значительную роль в распространении марксистских идей в России, становлении социал-демократии. Первые работы были посвящены борьбе с народничеством.
Легальный марксизм был влиятельным течение общественной мысли. Публика с большим интересом следила за оживленными дискуссиями, заполнившими легальные издания вокруг экономического учения Маркса.
Из всех течений наиболее сильное воздействие на формирование взглядов Струве того времени оказала "школа Брентано", о которой Струве отзывался с большой похвалой в "Критических заметках". В 1897-1898 гг. на страницах своего журнала "Новое слово" он высказывал много идей в духе Брентано:
- вполне возможно осуществление "социального равенства" в рамках капитализма через развитие профсоюзов, рабочего законодательства, страхования рабочих;
- путем развития фабричного законодательства можно было осуществить "ликвидацию" безработицы;
- отстаивал тред-юнионистскую политику по вопросу об охране труда.
Критика Струве взглядов народничества изложена в следующих произведениях:
Полемические статьи Струве в «Архиве Брауна» против сборника народнических статей "Итоги экономического исследования России по данным земской статистики".
- Струве доказывал неизбежность дифференциации крестьянских хозяйств. Развитие капитализма он называл "неодолимой тенденцией современности". Рост крупной промышленнности и транспорта создает условия для широкого вовлечения во внутрихозяйтвенный оборот самых отделенных уголков и местностей России. В этом заложена основа создания "рационального" хозяйства и в земледелии.
- Струве доказывал неизбежность разложения общины, рассматривая ее как часть общего процесса отделения производителей от средств производства. Переселение крестьян, массовое передвижение их на отхожие промыслы Струве считал отражением той "неустойчивости" экономических отношений, которая является неизбежным следствием при переходе от "дикой" системы хозяйствования и трехполья к "рациональному" земледелию, которое несет с собой капитализм.
Развитие русской промышленности было основным условием технического прогресса в земледелии. И наоборот, техническая нерациональность хозяйства является главным врагом крестьянства.
Народники же, по мнению Струве, защищали именно эту нерациональность.
- Ратуя за преобразование технической базы всего народного хозяйства, Струве разрабатывал в противовес народническим "мелким прогрессам" широкую программу мероприятий для всемерного поощрения крупного производства и такой формы землевладения, которая "дает рациональное производство, ибо лишь на его почве может быть построено справедливое распределение."Фактически это было признание прогрессивности русского капитализма.Здесь Струве подчеркивал свою общность взглядов на роль крупного производства с взглядами одного из наиболее выдающихся учеников Брентано - Шульце-Геверницем, который почти одновременно выступал по этим вопросам в немецкой печати.
- Струве призывал народников отказаться от утопических мечтаний о том, что будто все крестьяне при развитии товарного производства смогут сохранить свою хозяйственную самостоятельность, поскольку русская деревня находится в процессе дифференциации. В противовес этому утверждал, что экономическая политика государства должна строиться на развитии национальной индустрии, с одной стороны, и на создании "крепкого крестьянского хозяйства" - с другой.
- Резко выступал против стремления народников задержать разложение мелкого производства путем организации товариществ, сохранении общин. Эти иллюзии были распространены и на Западе в теориях устойчивости мелкого "самостоятельного" производства.
Появление книги "Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России." (1894) внесло много нового в критику народничества. Струве рассматривал здесь не только их экономические воззрения, но и социологические взгляды. Об этой работе много написано. Некоторые основные вопросы:
- Много внимания уделил вопросам крепостного хозяйства. Показал, что развитие русской промышленности шло рука об руку с развитием денежного земледельческого хозяйства помещиков, которое имело достаточно глубокие корни. Поэтому Струве пытался доказать, что прогрессивными моментами крепостного хозяйства как раз и было проникновение в него товарно-денежных отношений - это обуславливалось уже самими выкупными платежами, вынуждавшими крестьян вступать в рыночные отношения, чтобы сообразовать с ними свои доходы.
- Делал парадоксальный вывод, что рост товарности не противоречит существу крепостного хозяйства. А помещичье производство на рынок он объявлял ведущей формой рационализации земледелия накануне реформы. Причиной отмены крепостного права считал интересы казны, оправдывал выкуп как единственный способ подъема всего народного хозяйства в ту эпоху.
- Высмеивал натуральное хозяйство, составлявшее основу построений народнических теорий.
Пресловутый тезис Воронцова о том, что капитализм в России - "незаконное дитя природы", подвергся осмеянию. При этом Струве указывал, что Россия должна следовать странам Западной Европы и Северной Америки.
Усиленно выдвигал принципы буржуазного прогресса, базирующегося на развитии национальной индустрии.
"Легальные марксисты" заявляли, что если Россия способна развиваться в экономическом отношении, то она должна опираться на такую экономическую политику, которая ориентировалась бы не на сохранение "народного производства", не отвечающего, по мнению Струве, "никакому реальному экономическому порядку", а на опыт культурного развития западноевропейских стран.
Весьма сочувственно относились к мероприятиям С.Ю.Витте, проводившего целую систему мероприятий покровительства "крепкой национальной индустрии."
Струве выдвинул лозунг - надо признать нашу "некультурность" и "пойти на выучку капитализму"
В конце концов под давлением критики Струве вынужден был признать , что его положение неудачно и двусмысленно по содержанию.
Здесь он пытается пересмотреть ряд коренных положений марксизма - по вопросу о природе и роли государства, характер перехода от капитализма к социализму, реализация, характер аграрной эволюции при капитализме.
Струве считал - можно быть марксистом, не будучи социалистом (очень близко подошел к взглядам Бернштейна, высказанных несколько позднее) Сам же Струве очень сочувственно принимал выступления реформистов и ревизионистов на Западе.
Другие наиболее важные работы Струве:
- Экономия промышленности 1909
- Современный кризис политической экономии Его философские мотивы и проблемы. 1911
- Хозяйство и цена. Кн.1-2 1913-1916
- Проблема капитала в политической экономии, построенной на понятии цены. 1917
- Социальная и экономическая история России с древнейших времен в связи с развитием культуры и ростом государственности. Париж. 1952.